О проекте

«Добро пожаловать в Антропоцен!» – проект Пермского краеведческого музея, исследующий меняющуюся роль музеев и коллекций естественной истории. Проект вошёл в число победителей в номинации «Открытая коллекция» грантового конкурса 2017 года благотворительной программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина.


Проект предполагает переосмысление подходов к экологической повестке, которая сейчас используется музеями России. Идея инициирована беспрецедентным событием в науке – в августе 2016 г. на заседании Международной стратиграфической комиссии признано, что мы живём в новом геологическом периоде – Антропоцене, характеризующемся массовым вымиранием. Человек стал такой мощной силой, следы которой останутся в слоях Земли навсегда.


Как жить в этой новой эпохе? Какие задачи встают перед естественнонаучными музеями? Как коллекции могут получить новое прочтение?


Для музея это событие носит особый характер: с 2011 г. мы пересматриваем подходы к интерпретации наследия пермского геологического периода. Пермский период, как и Антропоцен, – самое исследуемое в связи с кризисом биоразнообразия событие в истории Земли.


Музей разрабатывает новые механизмы в двух аспектах: научном (исследование и предъявление коллекций с привлечением «учёных» аудиторий) и художественном (с приглашением «неучёных»). В процесс вовлечены инженеры-экологи, которые провели экологический аудит и выработали адекватный возможностям план повышения экоэффективности.


В конце января 2019 года проект «Добро пожаловать в Антропоцен!» признан экспертным советом программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина одним из лучших реализованных проектов – победителей грантового конкурса 2017 года.

Результаты проекта
Мини-выставка / Навигация
Выставка-навигация, которая соединяет «ископаемые» и «современные» коллекции музея, а также исследует их взаимоотношение в реальном и виртуальном пространстве
Выставка-навигация, которая соединяет «ископаемые» и «современные» коллекции музея, а также исследует их взаимоотношение в реальном и виртуальном пространстве
Мини-выставка «Добро пожаловать в Антропоцен!», спроектированная как навигация, ставит целью рассмотреть избранные экспонаты в зале Музея пермских древностей через простую и очень символическую оптику: в зале установлены 14 штативов – по числу крупных подразделений геохронологической шкалы. Каждый штатив несёт «объектив» (не линзу в прямом смысле, но смысловой объектив, направленный на предмет и отсекающий лишнее) – с информацией о периоде и о конкретной связи между «ископаемым» экспонатом из коллекции палеонтологии и геологии и предметом из «современной» коллекции в фондохранении музея (зоологической, ботанической или энтомологической, и даже просто бытовым предметом). Мини-выставка располагается непосредственно в экспозиции Музея пермских древностей, которую посещает более 70 000 человек в год. Через QR коды каждый штатив отсылает на сайт «Привет, Антропоцен!». Подробности здесь.
Автор визуальной концепции выставки – Пётр Стабровский.
Сайт «Привет, Антропоцен!»
Сайт, который связывает «ископаемые» и «современные» коллекции музея и запускает игру в ассоциации
Сайт, который связывает «ископаемые» и «современные» коллекции музея и запускает игру в ассоциации
Одна из задач проекта – преодоление экспозиционного и смыслового разрыва между «ископаемыми» коллекциями (гео-, палеонтологическими) и «современными» (зоо-, ботаническими, энтомологическими). Основная идея сайта – стать «порталом» в естественнонаучные коллекции музея, большая часть которых находится в фондохранении, и найти связи между ними. Результаты этой «игры в ассоциации» публикуются пользователями в соц. сетях с тэгом #приветантропоцен.
Согласно планам музея на 2019 год, будет продолжено наполнение сайта предметами из естественно-исторических и других коллекций музея. Этот кросс-дисциплинарный и кросс-временной опыт будет использован при проектировании новой междисциплинарной экспозиции, которую музей планирует открыть на новом месте к юбилею города Перми в 2023 году.
Наш сайт не ставит задачей собрать весь материал о музейных предметах, но работает как агрегатор со множеством гиперссылок на ресурсы в сети.
Визуальная концепция сайта поддерживает основную идею проекта: непрерывный поиск Антропоцена в окружающем мире с использованием «иллюминатора». Подробнее о визуальной концепции проекта .
Разработка и реализация сайта – «Лаборатория мультимедийных решений».
Мини-выставка / Мобильная платформа / Фондохранение
«Такую красоту прячете», – сказал художник Пётр Стабровский. И придумал способ сделать коллекции более доступными для посетителей фондохранения и… самих хранителей.
«Такую красоту прячете», – сказал художник Пётр Стабровский. И придумал способ сделать коллекции более доступными для посетителей фондохранения и… самих хранителей.
Оказавшись в фондохранении в качестве приглашённого художника, Пётр Стабровский обратил внимание и на богатство собрания, и на отсутствие удобного пространства для работы в формате «открытых фондов». Вместе с тем хранителям периодически необходимо доставать те или иные коллекции для показа посетителям или работы.
Пётр предложил идею мини-выставки, характер которой – «суперсменный». Петра настолько поразила та ценность коллекций, то внимание хранителей к своей работе (часто «невидимой» на фоне публичных событий музейной деятельности) и та ограниченность возможностей для показа коллекций в текущих условиях, что он придумал сделать «мобильную платформу» для сменной демонстрации естественнонаучных коллекций прямо в фондохранении (при необходимости её можно поставить и в залах). «Платформа» напоминает большой белый операционный стол, залитый светом. «Платформа» нужна не только для работы с посетителями, но и для работы с коллекциями и фотографирования.
Пётр Стабровский / Объекты хранения / Frame for
Инструмент для исследования пространства и времени, которое «обитает» в фондохранении: речь не только об экспонатах, но и об «эволюции» музейной упаковки
Инструмент для исследования пространства и времени, которое «обитает» в фондохранении: речь не только об экспонатах, но и об «эволюции» музейной упаковки
Участник арт-резиденции проекта, пермский художник и дизайнер Пётр Стабровский приходил для первого знакомства с естественнонаучными коллекциями весной и, как он тогда сказал, «ушёл опустошённый и наполненный» с тем, чтобы вернуться в августе-сентябре с новыми чувствами. Петра заинтересовала... «эволюция музейной упаковки», её изменение как отражение реальных исторических, экономических или технологических процессов за 128 лет жизни музея. Добротные ящики для насекомых конца XIX века, прочные картонные коробки для палеонтологических образцов начала ХХ века, «конфетная» упаковка из 1990-х... Что оставит в «музейной вечности» наше время?
Пётр исследует «эволюцию» музейной упаковки с тем, чтобы зафиксировать изменение отношения к среде и предмету, считать приметы времени.
Художественным итогом его полугодового знакомства с коллекциями музея стал проект «Объекты хранения» – нематериальное исследование материального мира музея. Подробности – в аккаунте проекта Framefor.
Аксель Страшной / The Permian Collection
Коллекция «насекомых Антропоцена», собранная за лето во время профилактических работ в фондохранении музея, согласно идее, предложенной приглашённым художником Акселем Страшным
Фото: Аксель Страшной, © KolmePerunaa
Коллекция «насекомых Антропоцена», собранная за лето во время профилактических работ в фондохранении музея, согласно идее, предложенной приглашённым художником Акселем Страшным
Фото: Аксель Страшной, © KolmePerunaa
В марте 2018 года художник Аксель Страшной (Axel Straschnoy) принял участие в арт-резиденции в Пермском краеведческом музее. В результате его исследования естественнонаучных коллекций появились два проекта, созданных в партнёрстве с сотрудниками музея.
THE PERMIAN COLLECTION (2018)
Аксель Страшной: «Выполняя часть профилактических работ, музей регулярно обрабатывает инсектицидными средствами свои коллекции, включая коллекцию энтомологии. Живые насекомые представляют опасность для уже мёртвых насекомых, потому их регулярно и без промедления истребляют, что вступает в некоторое противоречие с заявленной миссией музея в сохранении наследия, в том числе природного».
По предложению Акселя Страшного музей начал создавать коллекцию истребляемых насекомых, собрав за полгода около 200 представителей 35 семейств членистоногих (насекомых, пауков и мокриц). В списке этих «насекомых Антропоцена», обитающих в городской экосистеме, есть те, кто действительно вредит музейным коллекциям (включая жуков музеорумов, получивших имя за причиняемый музейным коллекциям вред, а также других кожеедов и моль). Но в него попали и те насекомые, которые просто живут рядом с музеем. В их числе бабочки, обитающие в городской среде, ручейники, вылет определённых видов которых совпал со временем сбора коллекции, комары-звонцы, жуки кокцинеллы, или божьи коровки и т.д. В список также попали пауки и мокрицы. Коллекция была научно определена с помощью учёных Пермского университета и каталогизирована, сфотографирована и помещена в специальные энтомологические витрины. Эта коллекция «насекомых Антропоцена» стала новым пополнением энтомологической коллекции, которая не обновлялась c 2008 года».
Работа Акселя Страшного была поддержана грантом State Grant for Artists from the Arts Promotion Centre Finland. Участие в резиденции в Пермском краеведческом музее является часть проекта "Добро пожаловать в Антропоцен!", победителя грантового конкурса 2017 года благотворительной программы "Меняющийся музей в меняющемся мире" Благотворительного фонда В. Потанина. Проекты являются копродукцией Пермского краеведческого музея и Kolme Perunaa. 
---
Идея - Аксель Страшной.
Над проектом работали сотрудники Пермского краеведческого музея: Юлия Глазырина, куратор проекта «Добро пожаловать в Антропоцен!», Лариса Жужгова, заведующая сектором естественноисторических коллекций, Евгения Выгузова, хранитель зоологической коллекции, а также хранители других коллекций Пермского краеведческого музея, которые собрали в течение весенне-летнего сезона более 200 единиц членистоногих. Благодарим за научную работу по определению коллекций Наталью Минкину (Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва), которая выполнила сбор и определение коллекции на первом этапе. Благодарим за научную работу по определению коллекции на втором этапе и её последующему монтажу студентку кафедры зоологии беспозвоночных и водной экологии ПГНИУ Варвару Смолину и её научного руководителя и консультанта работы к.б.н. Андрея Борисовича Крашенинникова. Благодарим за разработку энтомологических витрин Петра Стабровского, за изготовление витрин – Александра Механошина.
Аксель Страшной / The Dioramas of the Permian Museum
Серия фотографий приглашённого художника Акселя Страшного, который увидел зоологическую коллекцию в единственном для неё местообитании – фондохранении музея
Фото: Аксель Страшной, © KolmePerunaa
Серия фотографий приглашённого художника Акселя Страшного, который увидел зоологическую коллекцию в единственном для неё местообитании – фондохранении музея
Фото: Аксель Страшной, © KolmePerunaa
THE DIORAMAS OF THE PERMIAN MUSEUM (2018)
В Пермском краеведческом музее ранее были представлены несколько диорам природной тематики. После переезда музея в новое здание в 2007 году они были демонтированы, а предметы из них, в том числе чучела животных, помещены в фондохранение. Представленные в диорамах биотопы с нарисованным задним планом перестали существовать. Сейчас чучела расставлены в помещениях в маловероятных комбинациях, которые охватывают разные биотопы и взаимоотношения хищник-жертва.
Многие из этих животных, собранные ранее как типичные для региона, сейчас находятся на грани вымирания. Некоторые уже исчезли. И для многих из этих животных зоологическое хранение стало единственным возможным местообитанием.
Серия фотографий «Диорамы в Пермском музее» – это портреты животных зоологической коллекции в их новом местообитании.
---
Аксель Страшной (Axel Straschnoy, родился в 1978 году) – художник из Буэнос-Айреса, живёт и работает в Хельсинки. Его долгосрочные проекты носят характер визуальных исследований и включают фильмы для планетариев, видеоинсталляции, перформансы, передвижные выставки и фильмы с дополненной реальностью. Основной интерес для него представляют экспедиции: буквальные и метафорические, научные и художественные. Аксель Страшной участвовал в арт-резиденции Le Pavillon во Дворце Токио и получил образование в области истории искусств в университете Буэнос-Айреса.
Работа Акселя Страшного была поддержана грантом State Grant for Artists from the Arts Promotion Centre Finland. Участие в резиденции в Пермском краеведческом музее является часть проекта "Добро пожаловать в Антропоцен!", победителя грантового конкурса 2017 года благотворительной программы "Меняющийся музей в меняющемся мире" Благотворительного фонда В. Потанина. Проекты являются копродукцией Пермского краеведческого музея и Kolme Perunaa.   
---
Над проектом работали сотрудники Пермского краеведческого музея: Юлия Глазырина, куратор проекта «Добро пожаловать в Антропоцен!», Лариса Жужгова, заведующая сектором естественноисторических коллекций, Евгения Выгузова, хранитель коллекции зоологии. Благодарим за помощь в сопровождении резиденции студентов факультета СИЯЛ Пермского государственного национального исследовательского университета Фаниля Камалетдинова, Арину Горовую и Алёну Гилёву, а также заведующую кафедрой лингвистики и перевода Наталью Хорошеву.
Экоаудит / Рекомендации музеям
Результаты оценки экологической эффективности музея и рекомендации по её повышению, разработанные малым инновационным предприятием «Бюро охраны природы»
Результаты оценки экологической эффективности музея и рекомендации по её повышению, разработанные малым инновационным предприятием «Бюро охраны природы»
В двух подразделениях Пермского краеведческого музея – Музее пермских древностей и Музее-Диораме – выполнен комплекс работ по оценке экологической эффективности, в которую вошли:
• анализ энергоэффективности помещений музеев;
• оценка теплоэффективности;
• оценка водоэффективности;
• анализ в области обращения с отходами;
• оценка эколого-экономического обоснования природоохранных мероприятий.
Проведена тепловизионная съёмка помещений, выполнены замеры освещённости, проведена аналитика расходов воды и тепла, а также процедуры обращения с отходами. В результате разработана серия рекомендаций по каждому из направлений. Некоторые из них можно реализовать в ближайшее время (например, замена ламп на светодиодные), другие рекомендации будут учтены при проектировании новых пространств музея.
Несмотря на то, что оба подразделения музея, в которых проводились работы, далеки от международных стандартов «зелёной эффективности», в них возможно и необходимо вводить первую очередь природоохранных мероприятий.
Оба здания могут расцениваться как типовые для городской среды: Музей пермских древностей (здание 1940-х годов постройки) и Музей-Диорама (здание 1970-х годов), следовательно, могут быть кейсами, важными как типологические и для других учреждений города и региона.
Оценку экологической эффективности музея выполнили инженеры МИП «Бюро охраны природы» Анастасия Роготнева и Михаил Колодкин, магистрант кафедры биогеоценологии и охраны природы Анастасия Тетерина, руководитель НИР к.г.н. Светлана Кулакова, научный консультант к.г.н. Андрей Зайцев.
Команда проекта / Дневник проекта
Люди Антропоцена и мысли Антропоцена
Люди Антропоцена и мысли Антропоцена
Проект «Добро пожаловать в Антропоцен!» стал важным этапом переосмысления для всех его участников. Дневник проекта опубликован на сайте Благотворительного фонда В. Потанина.

Над проектом работали:
• Юлия Глазырина, руководитель проекта, заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея
• Лариса Жужгова, заведующая сектором естественноисторических коллекций
• Евгения Выгузова, хранитель коллекции зоологии
• Олег Николаевич Попов, первый заместитель директора, зам. по АХЧ
• Юлия Арсланова, в.н.с. отдела природы
• Мария Колесник, в.н.с. отдела природы
• Светлана Владимировна Коскова, главный бухгалтер

Партнёры и участники проекта:
• Пётр Стабровский, дизайнер проекта и приглашённый художник
• Аксель Страшной, приглашённый художник и участник арт-резиденции
• Пётр Кравченко, руководитель агентства PADRE AGENCY
• Михаил Нагайцев, фотограф
• Наталия Минкина, хранитель энтомологической коллекции Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева (Москва)
• Варвара Смолина, студент кафедры зоологии беспозвоночных и водной экологии ПГНИУ
• Андрей Крашенинников, к.б.н., доцент кафедры зоологии беспозвоночных и водной экологии ПГНИУ
• Антон Аверин, производство мини-выставок 

• Александр Механошин, изготовление энтомологических витрин

• Cтудия "Световые объекты", свет в фондохранении
• Малое инновационное предприятие «Бюро охраны природы»: инженеры Анастасия Роготнева и Михаил Колодкин, магистрант кафедры биогеоценологии и охраны природы Анастасия Тетерина, руководитель НИР к.г.н. Светлана Кулакова, научный консультант к.г.н. Андрей Зайцев
• Лаборатория мультимедийных решений, разработчик сайта
• Марина Артёмова, редактор / корректор
• Татьяна Лыскова, редактор английского текста
• Переводчики текстов для сайта: Елизавета Корепанова, Валерия Бояршинова, Виктория Некрасова, студенты кафедры лингвистики и перевода ПГНИУ
• Устный перевод: Фаниль Камалетдинов, Арина Горовая, Алёна Гилёва, студенты кафедры лингвистики и перевода ПГНИУ

• Разработка и проведение квеста «5 шагов в Антропоцен» для акции «Ночь музеев» и «Ночь искусств»: Анна Теплякова, Любовь Шавшукова, Вероника Бабушкина, Дарья Старкова, Глеб Кучинский – студенты Высшей Школы Экономики (Пермский филиал)

Благодарим за поддержку проекта:
Благотворительный фонд В. Потанина в лице:
• директора Благотворительного фонда В. Потанина Оксану Ивановну Орачеву
• директора программ Ирину Эдуардовну Лапидус
• директора по связям с общественностью Юлию Александровну Грозовскую
• ведущего специалиста Ларису Владимировну Типикину
• и всех коллег
Пермский краеведческий музей в лице:
• директора Пермского краеведческого музея Ольгу Сергеевну Юдину,
• заместителя директора по научной работе Елену Николаевну Меркушеву
• главного хранителя Наталью Евгеньевну Соколову
• заместителя директора по развитию Татьяну Вострикову
• заведующего отделом социокультурной деятельности Сергея Островского
• отдел информационного сопровождения и внешних коммуникаций: Светлана Сухарева, Ксения Чуватова
• хранителей коллекций: Наталью Анатольевну Краснослободскую (коллекция металла), Татьяну Владимировну Плахуту (коллекция тканей), Ларису Михайловну Вахрушеву (коллекция нумизматики), Эдуарда Викторовича Чурилова (отдел археологии), Елену Петровну Арсланову (зав. читальным залом) 
• реставрационные мастерские: Наталью Владимировну Чурилову, Светлану Евгеньевну Баранову, Татьяну Егоровну Отинову, Светлану Александровну Митриеву, Илья Ивановича Сидорова
• и всех коллег
а также:
• Наталью Сергиевскую – за экспертные консультации 

• Юлию Мацкевич – за экспертные консультации 
• Юлию Баталину – за освещение проекта в СМИ ("Новый компаньон") 
• Максима Артамонова – за освещение проекта в СМИ ("Звезда")
• Марию Ромашову, к.и.н. – за помощь в организации визита Акселя Страшного в музеи Пермского университета
• Михаила Бакланова, к.б.н. – за экскурсию в музее зоологии позвоночных Пермского университета
• Андрея Грищенко, к.б.н. – за экскурсию в музее зоологии беспозвоночных Пермского университета
• Светлану Лучникову – за экскурсию в Музее современного искусства
• Станислава Малыгина и Марию Колесник – за экскурсию в Хохловке
• Владимира Береснева – за экскурсию в Пермской художественной галерее для Акселя Страшного
• Анну Колесник – за билеты в планетарий
• Константина Рябинина, к.ф.-м.н. – за создание интерактивных модулей «Радуга Антропоцена» для Ночи музеев
• Наталью Иванову и «Дом музыки» за разработку и проведение семейной программы «Натворим в Антропоцене!» для Ночи искусств
• Наилю Аллахвердиеву – за внимание к проекту и визит в Музей современного искусства PERMM
• Анну Суворову, к.и.н. – за внимание к проекту
• Екатерину Шестакову, к.и.н. и Динару Гагарину, к.ф.-м.н. – за чудесных студентов ВШЭ
• Наталью Хорошеву, к.ф.н. – за чудесных студентов ПГНИУ
• Типографию «Астер» – за скорость и качество одновременно

Добавь свою связь
Найди свою связь с объектами древних периодов и поделись ею в социальных сетях!
Шаг 1
Экспонат музея
Выбери понравившийся музейный экспонат из списка, с которым планируешь связать современный объект
Шаг 2
Твоя фотография
Загрузи свою фотографию современного объекта, который ты считаешь схожим с музейным экспонатом
Шаг 3
Публикация
Выложи получившееся изображение связи у себя на странице в социальных сетях Facebook, ВКонтакте или Instagram c хештегами #ПриветАнтропоцен и #HelloAnthropocene
Загруженная фотография должна быть хорошего качества и не должна нарушать авторские права фотографа. При публикации фотографии пользователь несет ответственность за ее содержание. 

Следите в социальных сетях за новостями проекта по хештегам #ПриветАнтропоцен и #HelloAnthropocene.